легенда
Катапульта
"Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну,- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать." Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы."От ныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо",- сказал принц. В ответ он услышал: "Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, что это такое, а вы отвечаете, что катапульта - это катапульта. Как вы думаете, он вас поймет?" "Конечно нет",- ответил принц. "А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?" "Да, понятнее",- согласился принц. "Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает",- пояснил Гуи Дзы. Принц признал его правоту.
Чашка чая
Нан Ин, японский мастер дзен, живший в эру Мэйдзи (1868 -1912), принимал как-то у себя профессора университета, пришедшего порасспросить его о дзен. Нан Ин разливал чай. Налив гостю полную чашку, он продолжал лить дальше. Профессор смотрел на льющийся через край чай и, наконец, не вытерпев, воскликнул: - Она же полна. Больше не входит! - Вот как эта чашка, - ответил Нан Ин, - и вы наполнены своими мнениями и суждениями. Как же я могу показать вам дзен, пока вы не опорожните свою чашку?
Огромные волны
В начале эры Мэйдзи (1868-1912) жил знаменитый борец по имени О Нами - Огромные Волны. Необычайно сильный, он хорошо овладел искусством борьбы. В тренировочных схватках он побеждал даже своего учителя, однако на публике был так нерешителен, что его бороли даже его собственные ученики. О Нами понял, что за помощью надо обратиться к мастеру дзен. Неподалеку, в маленьком храме, тогда остановился Хакаю, странствующий учитель, и О Нами отправился повидать его и рассказать о своей беде. - Тебя зовут Огромные Волны, - сказал учитель, - поэтому останься в храме на ночь и представляй, что ты и есть огромные валы. Ты больше не робеющий борец. Ты - эти громадные водяные массы, все перед собой сметающие, все проглатывающие на своем пути. Делай так и ты станешь величайшим борцом в стране. Учитель удалился. О Нами сел медитировать, стараясь представить себя волнами. Он думал о множестве различных вещей. Затем постепенно он стал все больше и больше чувствовать волны. Ночь шла, и волны становились все больше и больше. Они поглотили цветы в вазах. Затопили даже Будду в алтаре. К рассвету не осталось уже и храма - ничего, кроме прилива и отлива необъятного океана. Утром учитель нашел О Нами в медитации, с мягкой улыбкой на лице. Он тронул плечо борца. - Теперь ничто не сможет расстроить тебя, - сказал он. - Ты и есть эти волны. Ты будешь сметать перед собою все. В этот день О Нами выступил в состязаниях борцов и победил. После этого никто в Японии уже не мог его победить.
Иса и неверующие
Мастер Джалаледдин Руми и другие рассказывают, что однажды Иса, сын Марии, шел по пустыне, невдалеке от Иерусалима, с несколькими людьми, в которых еще сильна была жадность. Они умоляли Ису назвать Тайное Имя, воскрешающее мертвых. - Если я сообщу вам эту тайну, - отвечал им Иса, - вы неправильно воспользуетесь ею. Люди же настаивали на своем: - Мы подготовлены к такому знанию и вполне заслужиаем его. Кроме того, оно укрепит нашу веру. - Вы сами не знаете, о чем просите, - возразил Иса, но все же открыл им великое Слово. Немного позже эти люди, вновь оказавшись в пустыне, увидели на земле кучу побелевших от времени костей. - Давайте попробуем могущество Слова, - сказали они друг другу и хором произнесли тайное имя. Только они его произнесли, как вдруг кости соединились в скелет, который стал обрастать мясом, мясо покрылось шерстью, и вот перед ним предстал дикий хищный зверь. Ожившее чудовище набросилось на них и разорвало на куски. Имеющие разум поймут. Люди, менее развитые, сумеют развиваться, изучая эту историю. Конфуций и дети Конфуций, странствуя на Востоке заметил двух спорящих мальчиков и спросил, о чем они спорят. - Я считаю, что солнце ближе к людям, когда только восходит, и дальше от них, когда достигает зенита, - сказал первый мальчик, - А он считает, что солнце дальше когда только восходит и ближе, когда достигает зенита. - И добавил: - Когда солнце восходит, оно велико, словно балдахин над колесницей, а в зените мало, словно тарелка. Разве предмет не кажется маленьким издали и большим вблизи? - Когда солнце восходит, оно прохладное, а в зените - жжет, словно кипяток, - сказал второй мальчик. - Разве предмет не кажется горячим вблизи и холодным издали? Конфуций не смог решить этого вопроса, и оба мальчика засмеялись над ним: - Кто же считает тебя многознающим?! Чжуанцзы - вопросы и ответы - Можно ли говорить с людьми загадками? - спросил один человек Чжуанцзы, но тот промолчал. - Если загадку уподобить камню, брошенному в реку, то что получится? - настаивал тот человек. - В царстве У прекрасные водолазы. Они сумеют его выловить, - ответил Чжуанцзы. - А если загадку уподобить воде, налитой в воду? - Смешали воду из разных рек, но повар И попробовал и распознал их. - Значит, нельзя говорить загадками? - Почему же нельзя? Но только понимает ли смысл слов сам говорящий? Ведь понимающий смысл слов не станет говорить словами, ибо истинные слова - без слов, а истинное деяние - не деяние. Ведь то, о чем спорят люди поверхностные, столь незначительно! Дзен Линь Чи сказал своему ученику: В этом монастыре есть два монаха, которые провели со мною много лет. Пойдем, испытаем их.» Они подошли к месту, где два монаха неподвижно сидели в медитации.Линь Чи поднял топор и сказал:»Если вы произнесете слово из Дзэн, вы будете обезглавлены. Если вы не произнесете ни слова из Дзэн, вы будете обезглавлены тоже.» Оба монаха продолжали сидеть в медитации, совершенно игнорируя Линь Чи. «Вы настоящие последователи Дзэн»,- сказал Линь Чи и бросил топор. Дзен Как-то утром Максим , будучи в сильном похмелье, сидел, обхватив голову руками и раскачиваясь из стороны в сторону. К нему подошел Федор и обратился с вопросом: -В чем смысл буддизма? Да иди ты в .... со своим буддизмом!- слабо закричал Максим. Федор, пораженный, отошел. Я и Он Нам попалось по инструменту. Я сотворил себе ложку. Он себе - жизнь. Моя ложка нравится мне больше, чем ему его жизнь. Я вложил душу. Он - старание. Не понравится - выкину. У него второй не будет. Мы не хотим меняться инструментом. Дао-Москва Пришло время, и я, скромный ученик Учителя Ио, начинаю расказ о нем. Кто он такой, этот Учитель Ио, спросят меня? Человек, отвечу я. Где он жил, этот Учитель Ио, спросят меня? Он и сейчас живет в нашем городе, отвечу я. Почему его зовут Ио, этого Учителя Ио, спросят меня? Потому что имя-отчество, отвечу я. Почему мы должны читать про этого Учителя Ио, спросят меня? А не читайте, отвечу я. * * * - Какой зверь самый сильный? - спросили Ученики Учителя Ио. И Учитель Ио ответил им: - Самый сильный зверь - таракан. Он пугает нас даже после смерти. * * * Однажды пожилой человек начал учить Учителя Ио жизни. - Почему я должен поступать так, как ты мне говоришь? - спросил Ио. - Потому что я тебя старше! - вскричал пожилой человек. Тогда Учитель Ио сказал: - Насыщает не время, проведенное в столовой, а количество съеденных беляшей. * * * Однажды Ученики пришли к Ио и задали вопрос: - Учитель, скажи, что проще всего на свете? - Проще всего на свете - узор на свитере глупца, - ответил им Учитель Ио. - А что сложнее всего на свете? - спросили Ученики. Ничего не ответил им Учитель Ио, только улыбнулся. * * * Однажды Ученики пришли к Учителю Ио и спросили его: - Учитель, а что ты думаешь о идее непротивления злу? Учитель Ио улыбнулся и ответил: - Поздно подставлять левую щеку, когда ударили по правой. * * * Однажды к Учителю Ио пришел трудный подросток и заплакал: - Учитель! Почему меня никто не любит, особенно девушки? И Учитель Ио ответил ему: - Потому что ты и сам никого не любишь, особенно себя. * * * Однажды Учитель Ио созвал Учеников и сказал им: - Запомните, нет в мире Абсолютной Истины. Ученики стали шептаться, а один из них спросил: - А эта Истина Абсолютна? - Нет, конечно, - улыбнулся Учитель Ио. * * * Однажды Учитель Ио созвал Учеников и сказал им: - Запомните, нет в мире Абсолютной Истины. Ученики стали шептаться, а другой из них спросил: - Но ведь можно сказать, что рельсы никогда не пересекаются? - Пересекаются, - ответил Учитель,- шпалами. * * * Однажды враг Учителя Ио подговорил его Учеников, чтобы они попросили попросили Учителя сказать им такую мудрость, которая объяснит им все неясности в жизни. Ученики пришли к Ио и попросили его об этом. Тогда Учитель Ио сказал им: - Жизнь намного сложнее и проще, чем нам порой, кажется. Враг Учителя Ио подслушал это и стал учеником Учителя Ио. * * * Однажды Ученики пришли к Учителю Ио и спросили: - Учитель, что в человеке самое плохое? И Учитель Ио ответил им: - Ничто так не портит человека, как наглость и скромность. Москва-Гилель Литературная энциклопедия Ред. А.Петров, Москва, "Бейт-гилель", 1997 Необычная pеальность Идут по пустыне К.Кастанеда и дон Хуан. Кастанеда - дону Хуану: - Дон Хуан, что такое "необычная pеальность"? Дон Хуан: - Смотpи, видишь - заяц? Стpеляй в него. Кастанеда стpеляет, естественно, пpомахивается, заяц бежит дальше. Дон Хуан: - Это и есть "необычная pеальность". Ты попал в него, убил, а он побежал дальше... Ваш мозг Ваш мозг работает быстрее, чем Ваше мышление. Джон Лаваль. Мысли Чем хороши мечты, в них всегда успеваешь. *** Есть люди как точные карты, глядя на них, понимаешь куда двигаться. Есть люди как рисунки импрессиониста, оригинальные, непонятные, но притягательные. А есть люди как негрунтованные холсты, смотришь, смотришь, и ничего кроме дефектов полотна не видишь. *** - Что такое инфантильность? - спросила я Его. Он задумался. - Как бы тебе лучше объяснить. Вот, скажи, ты хочешь, чтобы любили тебя или создаваемый тобой образ? - Ну, меня естественно. - Вот это и есть инфантильность.