психотерапия
Метод, ориентированный на опыт
Хакоми – это метод психотерапии, ориентированный на опыт, разработанный мной и моими коллегами в Институте Хакоми. Его называют “телесно-центрированной психотерапией”. Я думаю, что его можно точнее описать и шире применять просто как метод, ориентированный на опыт. Это метод работы с опытом. В число таких методов входят медитация, йога, танец и так далее. Семь идей, которые я вам представлю, описывают один из методов работы, ориентированный на опыт, метод Хакоми. Первая идея самая существенная. Это очень простая идея, которую легко упускают из виду. Идея о том, что опыт организован. Мы не воспринимаем мир “как он есть”. Мы не подобны экрану, на котором показывают мир, как какой-то стереоскопический фильм. Восприятие – это в основном действие, а не получение. Есть масса доказательств этой идеи; я высказываю ее только потому, что ее так легко упускают из виду. И вот почему … Идея вторая: опыт организуется привычками. Какие именно привычки организуют опыт? Их много. Привычки восприятия. Двигательные привычки. Привычки склонностей, ожиданий, эмоций, самовыражения. Привычки языка, мысли, убеждений. Системы убеждений – особенно мощные организующие факторы. (Хороший пример силы убеждений – эффект плацебо. Эксперименты показывают, что само убеждение в обоснованности надежд – важный фактор в эффекте плацебо). Способы, которыми мы организуем свой опыт, становятся привычками и, как и все привычки, действуют вне сознания. Ведь для этого привычки и предназначены. Мы не думаем о своих глубинных убеждениях, мы мыслим ими. И мысля ими, мы невольно действуем в соответствии с ними. (Из “Танатопсиса” Эмерсона: “Ошибается тот, кто пренебрегает мной. Когда он мной летит, я его крылья”). Вот один из результатов того, что глубинные убеждения бессознательны. Что бы человек вам ни рассказывал, что бы он ни говорил о своих убеждениях, есть еще один, более глубокий слой организующего материала, которого рассказчик не осознает. Этот более глубокий слой организует рассказчика и его рассказ. На любом уровне осознания всегда есть более глубокий слой, и с помощью осознания этого более глубокого слоя мы создаем возможность увеличения свободы выбора и более просторного ума. Расширение происходит с помощью осознавания одного слоя за другим, пока рассказ и рассказчик не становятся одним целым, и больше не переживается отдельное “я”. В связи с высокой плотностью взаимодействий между различными элементами каждого организма – таких функций, как восприятие, двигательных привычек, физиологии, шаблонов мышления, эмоций и т. д. – мы можем говорить обо всем этом ансамбле привычек как организующем факторе нашего опыта. Весь этот ансамбль – наша система опыта. Глубинные убеждения находятся в ядре этой системы. Я имею в виду, что они настолько глубинные, что даже не ставятся под сомнение. Они сами привычки, и поэтому бессознательны. Это неоспариваемые предположения. Также верно, что каждый из нас проводит эту организацию немного по-своему, создавая очень сильные отличия в способе восприятия мира. Некоторые из этих различий в организации опыта вызывают огромные отличия в том, что мы чувствуем и как относимся к другим. Третья идея – что некоторые из этих привычек всеобъемлющи и влияют на организацию почти что всех переживаний. Начнем с убеждений. Некоторые убеждения влиятельнее других. Они старее и прочнее. Даже привычнее. Эти убеждения центральны, они влияют на организацию практически всех переживаний. Примером могут быть убеждения, вызванные травматическим опытом. Люди, испытавшие травму, вполне могут считать, что мир полон опасностей, и что нужно все время быть начеку. Это убеждение может оказывать сильнейшее воздействие на все, что люди переживают на опыте. Это влияет на их движения глаз, их мускульное напряжение, их эмоции, их мечты, движения и шаблоны сна, их отношения, на то, как они воспринимают, что делают, куда идут, и так далее и тому подобное. Глубинные убеждения играют центральную роль и влияют на организацию практически всего опыта. Очень часто другие привычки защищают эти убеждения от оспаривания, осознавания, или малейшего сомнения. Эти привычки тоже организуют опыт. И они в свою очередь основаны на убеждениях, обычно о том, чего нужно избегать из-за того, что оно может быть болезненным или опасным. Эти системы убеждений стабильны несмотря на то, к каким переживаниям они приводят. Они усваиваются рано, часто в общении в семье, и бывают либо здоровыми и полезными, либо вредящими здоровью и счастью. Но конечно, они старые. Они существуют уже давно. Они определили шаблоны бытия и действий человека. Из них образуются глубинные организующие факторы характера, личности и образа жизни. Как и остальные факторы, это составные части нашего “я”. Взаимодействие этих убеждений с двигательными шаблонами – это еще один способ закрепления таких систем опыта. Например, поза и дыхание прямо отражают личный опыт, и прямо влияют на него. Здесь есть замкнутый круг, обеспечивающий устойчивость. Как однажды сказал Чарли Браун: “Если вы собираетесь получить хоть какое-то удовольствие от депрессии, вам нужно стать вот так”. (Он показывает эту позу: голова опущена, грудь сдавлена, спина согнута, колени сомкнуты). Человек, который постоянно так стоит, почти наверняка хоть немного впадет в депрессию. На уровне убеждения, депрессия – это “не стоит ни на что тратить силы”. На двигательном уровне, эта поза (продемонстрированная Чарли Брауном) затрудняет дыхание, ограничивает поток энергии, сокращает мобилизацию мускульного напряжения и свободу движений. Эта поза и убеждение образуют единую систему опыта, поддерживая друг друга в создании определенного опыта депрессии. Система замыкается. Другие составные части, например диета, физические упражнения и биохимия – тоже части этого шаблона. Эти системы опыта – привычки, и как со всеми привычками, нам не нужно думать, чтобы использовать их. Они действуют вне сознания. Наши самые глубокие убеждения, влияющие почти на все, что мы делаем, думаем и чувствуем, ядро наших систем опыта, по самой свое природе существуют вне осознания. Первая задача методов, ориентированных на опыт – сделать эти системы сознательными. Подытоживая эту идею: опыт организован, в особенности бессознательными системами убеждений. Четвертая идея: мы помогаем людям, делая глубинные убеждения сознательными. Особенно определенные типы глубинных убеждений. Говоря подробнее: некоторые глубинные убеждения верны и ведут к счастью; некоторые ложные и ведут к страданию; некоторые ограниченные, предубежденные, или неполные. Мы не пытаемся вносить все подряд убеждения в сознание. Наша цель – изменить способ организации опыта, так что мы ищем те убеждения, которые тесно связаны с ним. Мы ищем привычки, которые организуют опыт и воспоминания, решения и системы убеждения, находящиеся в сердцевине этих привычек. Когда мы вносим организующие убеждения в сознание, их можно исследовать, подвергнуть сомнению, оспорить, и в конце концов изменить. Наша главная задача как терапевтов – помогать людям с пользой вносить эти глубинные убеждения в сознание. Метод, который мы для этого используем – пятая идея в этом списке. Этот метод можно назвать “методом вызова осознанных переживаний”. Мы вносим глубинный материал в сознание, вызывая переживания, когда человек находится в состоянии осознанности. Осознанность – это спокойное состояние ума, в котором внимание сосредоточено на текущем опыте. В этом состоянии человек просто отслеживает поток изменений в содержании ума. В идеале, человек просто отслеживает свое переживание. На практике ум сбивается с отслеживания, и его нужно возвращать к этой задаче. Ум бывает полон переживаний, и обычно это так и есть. Для нас важно, что есть часть ума, которая может отслеживать их и ничего не делать с тем, что отслеживает. Именно эта непривязанность служит отличительной чертой осознанности. В состоянии осознанности человек сводит до минимума намерение контролировать то, что произойдет в следующий момент. Иногда мы называем это отказом от контролирования, просторностью, или просторным умом. Опытные медитирующие могут сохранять осознанность длительное время и могут достигать состояний ума, в которых преобладает тишина и спокойствие. Для наших целей достаточно только нескольких кратких моментов осознанности, и не обязательна особая глубина. Нам нужно только около десяти секунд осознанности, в течение которых мы вносим высказывание, движение, прикосновение, идею – что-то краткое и уместное. Если мы выбрали что-то значимое для человека, то наше высказывание или что-то еще вызовет отчетливое, возможно, сильное переживание, наполненное смыслом для человека, у которого оно возникает. Осознанность – очень чувствительное состояние, в котором значимый входной сигнал может вызывать сильные реакции. Суть в том, что когда входные сигналы относятся к глубинным убеждениям, то вызванные реакции проливают свет на эти убеждения. Таким образом мы вносим глубинные убеждения в сознание. Именно так мы делаем глубинные убеждения сознательными. В этом и состоит метод. Шестая идея: когда глубинные убеждения становятся сознательными, их можно изменить, открыв возможность для новых переживаний! Некоторые глубинные убеждения ставят ограничения на то, что можно переживать на опыте. Например, когда кто-то с глубинным убеждением о постоянной опасности мира попадает в ситуацию, где может произойти переживание безопасности, малейшее расслабление включает привычки, останавливающие любое дальнейшее снятие напряжения. Мобилизуется бдительность. Переживается опасность. Полная противоположность безопасности. В целом, включается какой-то привычный шаблон поведения, который уводит от опыта, противоречащего системе убеждений, создавшей привычку. Мы называем эти системы убеждений ограничивающими убеждениями, а переживания, которые они предотвращают, недостающими переживаниями. Хотя ограничивающие убеждения бессознательны, для человека, имеющего их, мир просто таким и есть. Когда убеждения бессознательны, сомнения невозможны. При внесении в сознание их наконец-то можно разумно рассмотреть, поставить под сомнение, понять, оспорить и изменить. Иногда глубинные убеждения изменяются просто с помощью осознания того, что убеждение: нелогично, устарело, удерживается частью личности, отставшей от остальных частей, детской частью, возможно, изолированной частью; что это убеждение вызывает страдания, было принято без критического рассмотрения, на самом деле является частью мировоззрения кого-то другого, обычно родителя, или эта штука просто невероятна. Глубинные убеждения меняются, когда человек получает недостающее переживание. Убеждения и переживания – это части нераздельного целого, влияющие друг на друга, как собака, гоняющаяся за своим хвостом. Внесение глубинных убеждений в сознание и их оспаривание дает возможность получить недостающее переживание. Этого переживания могло недоставать пятьдесят лет, или его вообще никогда не было. Так что когда оно происходит, оно оказывает радикальное воздействие. Данное глубинное убеждение уже никогда не будет иметь того влияния, что раньше. Его неверность была доказана. При внесении ограничивающего убеждения в сознание открывается возможность для нового переживания, и это ранее недостающее переживание создает более реалистичное и успешное убеждение. Таким образом эти новые переживания становятся основой для новой системы убеждений, стабилизируя новые шаблоны поведения, которые в итоге сами становятся привычками. Если этот цикл закрепляется повторением и поддержкой любящей группы людей, длительное время участвующих в процессе изменения, то данные изменения остаются устойчивыми. Весь шаблон убеждения и привычки ускользает из сознания, переживание становится “естественным”. Время от времени осознание нового опыта любезно напоминает, что “твоя жизнь изменилась”. Наша последняя идея, седьмая: терапевт помогает организовывать эти переживания. Для этого ему нужно научиться делать несколько важнейших вещей. Первое, чему терапевту нужно научиться – это быть постоянно любящим и присутствующим. Любящее присутствие – это основа любых долгосрочных лечебных отношений. Терапевт задает контекст для клиента, и этот контекст должен быть безопасен, восприимчив и эффективен. Терапевт должен осознавать и понимать: (1) свое собственное переживание, (2) что происходит для клиента, и (3) что происходит в их отношениях. И все это нужно делать непрерывно, постоянно обновляя, каждое мгновение. Вот что значит присутствовать. Это понимание позволяет терапевту сознательно решать, что он может сделать, чтобы помочь клиенту. Терапевт нуждается в этом понимании, чтобы приспособиться к конкретным потребностям клиента и сделать все необходимое для создания безопасности и проявления понимания. Когда клиент чувствует себя в безопасности, и что его понимают, тогда терапевт помогает клиенту осознавать, как он организует свой опыт, как он создает тот мир, в котором он живет. Терапевту нужно построить доверительные отношения с клиентом. Установив доверие, терапевт может попросить клиента участвовать в небольших экспериментах, чтобы вызвать переживания, раскрывающие значимые системы убеждений. Когда эти убеждения внесены в сознание, происходит остальная часть процесса: (1) исследование убеждения и испробование новых, (2) исследование переживаний, создаваемых новыми убеждениями, и (3) поддержка высвобождения эмоций, которым обычно сопровождается внесение в сознание ограничивающих и болезненных убеждений. В конце концов терапевт делает все необходимое, чтобы организовать поддержку для новых убеждений и новых переживаний в контексте терапевтических отношений. Описание идей Любой метод, терапии, обучения, или духовное учение, можно назвать ориентированным на опыт, если оно сохраняет тесный контакт с опытом, избегая излишней теории или объяснений. На практике это отражается в основном нетеоретических методах преподавания таких вещей, как танцы, езда на велосипеде, йога, тай цзи и гимнастика. Музыка – это скорее смесь и того, и другого, а физику можно рассматривать как в основном абстрактную. Тренировка в таких областях - это в основном тренировка мышления. Ориентированная на опыт психотерапия проводится и преподается скорее так, как исполняется и преподается музыка, а не как физика или гимнастика. Немного теории, много опыта. В самом методе Хакоми мы добавляем элемент, который не выделяется в остальных психотерапевтических методах. Мы заимствовали из духовных учений использование осознанности. (Осознанность подробно описывается ниже). Именно сочетание осознанности и работы с опытом придает Хакоми уникальность и силу. Вот описание некоторых из идей, лежащих в основе этого метода: Общие идеи 1. Опыт организован. 2. Опыт организован привычными способами. 3. Привычки в основном действуют вне сознания. 4. Чтобы изменить находящееся вне сознания, часто полезно сначала сделать его сознательным. 5. Привычки, особенно привычки мышления, иногда включают и поддерживают эмоциональные переживания. 6. Другие привычки предотвращают или заглушают эмоциональные переживания. 7. Некоторые привычки влияют на организацию практически всех переживаний. 8. Мыслительные процессы человека, в особенности его “глубинные убеждения” – это важнейшие организующие факторы опыта. Глубинные убеждения (по определению) – это самые старые, всеобъемлющие, эмоционально заряженные убеждения человека. 9. Убеждения и переживания влияют друг на друга сложным, нелинейным образом. Системы убеждений влияют на эмоциональные переживания. Эмоциональные переживания влияют на системы убеждения. 10. Некоторые эмоциональные переживания “болезненны” (то есть приводят к страданиям), а некоторые “развивающие” (то есть приводят к счастью). 11. В системы убеждений часто входят искаженные, неполные, нелогичные, устаревшие или как-то еще несовпадающие с реальностью убеждения. Особенно к этой категории относятся убеждения, включающие и поддерживающие эмоциональные переживания. 12. Люди могут изменяться, меняя свои убеждения. Идеи, характерные для метода Хакоми 1. Наша цель в том, чтобы уменьшить страдания и увеличить счастье для всех существ с помощью разработанных нами методов. 2. Нам нужно помочь человеку поверить, что ситуация терапии или группы безопасна, и что возможны позитивные изменения. Нам нужно помочь человеку чувствовать себя безопасно и оптимистично. 3. Мы хотим внести в сознание привычки и убеждения, организующие опыт человека, чтобы исследовать, понять, оспорить и изменить те из них, которые человек хочет изменить. 4. Мы используем осознанность (описанную ниже) как существенную часть нашего метода для того, чтобы внести глубинные убеждения в сознание. В частности, мы вызываем переживания (часто очень эмоциональные), когда человек находится в состоянии осознанности. 5. Мы используем много конкретных техник, чтобы вызывать переживания в состоянии осознанности. 6. Мы работаем с вызванными переживаниями, вынося на поверхность убеждения, создающие и поддерживающие эти переживания. Мы также помогаем управлять эмоциональным процессом так, что он остается безопасным и приходит к завершению. 7. Мы помогаем исследовать и понимать старую систему убеждений, предлагаем и помогаем создавать новые убеждения, которые могут приводить к более реалистичным, эффективным, приносящим удовлетворение и эмоционально развивающим переживаниям. 8. Затем мы стараемся создать и закрепить те эмоционально развивающие переживания, которые были невозможны в рамках старой системы убеждений и организующих привычек. 9. Когда новые убеждения внесены в сознание, а новые переживания закреплены и поддержаны, становятся возможными и начинаются изменения. Остается только интеграция и тренировка в поддерживающей среде. Вот некоторые мысли на тему осознанности: 1. Осознанность – это “незащищенное сознание”. 2. Это мастерство, которое улучшается с практикой. Это традиционная форма медитации, особенно для начинающих. 3. Это традиционный метод самоисследования. 4. В осознанности нет никакого намерения контролировать то, что произойдет в следующий момент. Это умышленное ослабление контроля. Вот почему первым центром сосредоточения в традиционной практике часто является дыхание. Обращать внимание на дыхание и не контролировать его гораздо сложнее, чем кажется, особенно если учесть, как мало мы обычно уделяем внимания дыханию и как хорошо оно действует вне нашего сознательного контроля. Осознанность – это способ тренировки уступчивости. Это намеренное самораскрытие, добровольная ранимость и чувствительность. 5. В осознанности личность старается успокоить ум и утихомирить мысли. 6. Личность сосредоточивается внутри на потоке своего опыта. 7. В Хакоми мы используем ее в небольших дозах (от 30 секунд до минуты). 8. Мы используем ее для вызывания переживаний. 9. Один из результатов практики осознанности – приобретение расстояния и перспективы по отношению к своему внутреннему миру; как бы отступаешь на шаг назад и видишь большую картину, чем раньше. Одно из открытий – то, как организуешь взаимодействие с миром. Вызов переживаний в состоянии осознанности: Хакоми – это метод вызова переживаний в состоянии осознанности. Для этого осознанность используется точно определенным образом. Это не просто еще одна техника, а фундаментальное отличие в методе. Мы вызываем переживания, когда клиент находится в определенном состоянии сознания. Вызванные переживания говорят нам о том, каких моделей клиент придерживается насчет себя и своего мира. Что еще важнее, эти модели часто сразу же становятся ясны для клиента. Этот метод может часто высвобождать эмоции, к которым было бы трудно подойти любым другим образом. Я думаю, это потому, что клиент знает, что происходит. Здесь нет никаких уловок или манипуляций. Вхождение в состояние осознанности – добровольное, и не всегда легкое. Клиент делает такой выбор, делает выбор стать ранимым. Клиенты расслабляют свои защиты, когда становятся осознающими. Они делают выбор принимать то, что приходит. Если они и испытывают в ходе этого болезненные эмоции, то только потому, что считают это нужным для понимания себя. Они готовы таким образом внести болезненный материал в сознание. Когда люди имеют смелость делать это, метод действует быстро. Уважение незащищенного сознания, ненасилие в действиях: Чтобы клиент осознавал, обстановка терапии и сам терапевт как личность должны обеспечить чувство безопасности у клиента. Для этого мы обучаемся любящему присутствию как способу быть человеком. Здесь вступает в силу буддийский принцип “ненасилия”. Не мешайте свободе другого человека. В практическом смысле: а) Мы не навязываем клиенту свои планы. б) Мы учимся следовать за тем, куда идет клиент. в) Мы даем клиенту сигнал, что он может “вести”. г) Мы не настаиваем на боли. Сам клиент выбирает, останавливаться на болезненном материале или нет. Поскольку мы ищем источники боли, то очень часто попутно находим боль. Но мы ищем не боль, а убеждения, создающие и организующие ее, чтобы внести их в сознание и изменить. Невербальные аспекты: Болтовня недешева; это очень дорогой способ проводить время терапии. Чтобы избегать “просто разговоров”, мы учимся замечать внешние признаки того, что испытывает клиент. Мы также учимся называть эти переживания (иногда для клиента, иногда для самих себя). Мы учимся “читать” эти признаки, читать позу, жесты, выражение лица, тон голоса, шаблоны движения, и так далее. Все ради обнаружения пути к глубинным убеждениям. Мы обычно идем по пути небольшого эксперимента в осознанности, чтобы вызвать переживание, проливающее свет на некоторые аспекты невербального выражения глубинных убеждений клиента. (Нужно многое узнать о том, как глубинные убеждения выражаются в повседневных привычках и манерах). Пара примеров: поспешная речь может быть выражением убеждения, что у других мало времени для выслушивания. Или склоненная набок голова может означать скептичность. Этот список бесконечен. Способность читать эти знаки – источник понимания и радости в близком общении. Отслеживание текущего переживания а) Изменения в переживании дают прямую и немедленную обратную связь о результатах наших действий в мире. В любом взаимодействии лицом к лицу крайне важно отслеживать изменяющееся переживание другого человека. (Это входит в наше понятие “присутствия”, или “быть здесь для другого”). б) Отслеживание – это постоянное слежение за движением, как в предложении “мои глаза отслеживали полет птицы”. В нашем случае это постоянное слежение за изменяющимися признаками текущего опыта другого человека. в) Отслеживание – это умение, которому нужно научиться и тренироваться. Для него требуется способность сосредотачиваться, придавать первостепенное значение слежению за процессом другого, будь то решение проблемы, потребность быть полезным, или что-то другое. г) Когда вы хорошо отслеживаете, можно научиться еще одному важному умению: называния опыта другого человека. Вы можете тренировать называние про себя, а когда хорошо владеете этим, можете называть опыт другому человеку. Когда мы называем другому человеку его текущее переживание, это “контактное высказывание”. д) Когда вы понимаете текущее переживание другого человека и можете сообщить это понимание другому человеку (с помощью контактных высказываний и другими способами), вы получаете возможность построить доверие и взаимопонимание. В отношениях текущего момента, например в психотерапии, отслеживание текущего опыта и точные контактные высказывания создают безопасность и близкие отношения. Общение прямое и непосредственное. Меньше недоразумений и быстрее поправки. Более абстрактные разговоры, например о том, что произошло вчера или в прошлом году, не создают таких близких отношений, как сосредоточение на текущем переживании. Сосредоточение на переживании Исследования Джендлина показали, что главный фактор, определяющий успех психотерапии – это может ли клиент следить за своим переживанием. Если не может, терапия будет неэффективна. Почему этот фактор настолько важен? Потому что переживание – это настоящее проявление убеждения. Привычные действующие убеждения сильно влияют на организацию всего опыта. Эта организация – не только то, что мы делаем, но и кем мы являемся. Каждый может научиться сосредоточиваться на переживании. Это довольно легко, когда прекращаешь делать все остальное. Это естественный результат того, что успокаиваешься, расслабляешь свои планы и просто присутствуешь. Опыт всегда доступен в настоящий момент. Так что мы отслеживаем, что происходит с клиентом прямо сейчас. Если он рассказывает нам о том, что произошло два года назад, то все равно есть текущее переживание, входящее в рассказ, и возможно, это самая важная часть в этом рассказе. Почему человек рассказывает об этом именно сейчас? Этот вопрос приведет к тому, что человеку нужно и что он хочет прямо сейчас. И когда это известно, будет гораздо легче это получить. Этой краткой статьей я приглашаю вас изучить ориентированный на опыт метод под названием “Хакоми”. Каким бы ни был ваш уровень мастерства, вы знаток или только начинающий, наша встреча принесет что-то хорошее нам обоим. Добро пожаловать!