метафора



Назло рекордам или стратегии обучения в действии

 

      С написанием метафор я столкнулась первый раз год назад, когда на курсе практика нам было дано задание выявить друг у друга стратегии успешного обучения тем навыкам и умениям, которые у нас теперь есть, но раньше их не было. Задание это, (как и все прочие упражнения в НЛП) имело благородную цель: поняв секрет своего успеха, каждый из нас отныне мог методически осуществлять все свои мечты - одну за другой!

      С вашего позволения, я не стану подробно останавливаться на процедуре проведения упражнения, а представлю вам лишь краткий очерк того, что я услышала от человека, который любезно представил мне свою гениальную стратегию. А также приведу наглядный результат - написанную мной историю, которая в метафорической форме отражала сторонний взгляд на возможное будущее. (Подлинные имена героев в ней, разумеется, изменены...)

      Когда я училась еще только на курсе практика, я мало что знала о нотировании стратегий, о составлении схемы Т.О.Т.Е., и даже о конструировании метафор. Поэтому основную часть работы пришлось делать на чисто интуитивном уровне. Но к счастью, мне достался очень целеустремленный клиент, перед упорством которого в достижении всяческих успехов оставалось только преклоняться.

      Учился он в своей жизни много и усердно, благодаря чему о множестве своих навыков он может теперь с гордостью, (но и не без сожаления) сказать, что они даются ему настолько легко, что даже перестают казаться интересными.

      Ну как, как не взять на вооружение столь блестящую стратегию? И мы взялись за работу.

      Наш разговор невольно перешел на спортивную тематику. (Это получилось потому, что свои интеллектуальные способности наш герой начал развивать в таком раннем возрасте, что припомнить точные стратегии не удалось.)

      Итак, мы выбрали для обсуждения плавание, велосипед и... ВИНСЕРФИННГ (во как!). Отбросив ложную скромность, клиент честно рассказал мне, сколько физических, а порой и моральных травм было получено им на этом тернистом пути.

      При скрупулезном рассмотрении оказалось, что основные шаги в Т.О.Т.Е. действительно были очень схожи во всех трех случаях. Так, например, мотивацией к обучению, т.е. тестом №1, почти всегда являлась для него горькая мысль, сколь многим его сверстникам - таким же простым ребятам - это умение присуще, а вот ему - нет. И досада заставляла нашего героя ступать на путь соблазна. Приобреталось соответствующее снаряжение, (т.е. резиновая шапочка, абонемент в бассейн, велосипед. Винсерфинг однако был взят напрокат. Прим. автора), и он начинал учиться, все время помня о том, что "все" умеют это делать, и он не хотел быть хуже "других".

      Что же касается шага "операции", надо признать, что мой клиент никогда не боялся трудностей. Взлеты и падения - вот что было свойственно его спортивной биографии! Он постоянно совершенствовался, не чурался чужих советов и не опускал крылья при первой же неудаче. Он знал, что придет тот светлый день, когда он сможет удивить своими достижениями всех скептиков мира! Настойчивость - вот чем руководствуется наш герой во всех своих начинаниях.

      А что же являлось для него "тестом №2"? - Да, поведенческая проверка. Во всех трех случаях он должен был убедиться, что смог сам, без посторонней помощи воспользоваться бассейном, велосипедом и винсерфингом. Не всегда он сразу трубил себе победу: он продолжал работать над собой, и овладевал множеством дополнительных навыков.

      А что же на "выходе"? Эта поучительная история оказалась весьма грустной. Несмотря на то, что он получал лестные оценки окружающих и убедился в том, что теперь он может продемонстрировать данный навык даже искуснее, чем те, "другие". Однако вскоре он понимал, что двигаться ему в этом направлении больше некуда, поскольку он не ставил, разумеется, своей целью побить мировые рекорды. Ведь он делал это бескорыстно, для себя.

      Итак, усвоив основные навыки того или иного вида спорта, наш герой, к сожалению, терял к нему интерес. Он дошел до своей вершины, но был одинок там, и теперь воодушевить его могли только "новые горы".

      И вот однажды появилась светлая мечта: преодолеть силу гравитации и покорить воздушное пространство. Вы правильно догадались, он мечтал о дельтаплане.

      И об этом моя сказка, написанная для него. В ней много иронии, но что делать, если муза моя порой бывает так весела и игрива. (Писателям как и актерам свойственно иногда переодеваться!) За прошедший после этого сочинения год, насколько мне известно, молодой человек еще не дерзнул осуществить полета.

      А может быть он прав!? Может, он задумался над экологией. Ведь резиновой шапочкой здесь не обойдешься. Там можно и голову потерять...

ЕЩЕ РАЗ О ЗАКРЫТИИ ЗАКОНА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

      В один из самых обычных жарких летних дней мартышка меланхолически сидела под пальмой, и по всему было видно, что ей ужасно скучно. Она пыталась смотреть по сторонам, но ничего не привлекало ее взгляда, кроме, разве что, аппетитной связки бананов, висевшей прямо над ней на вершине пальмы. Но самое трагичное было в том, что она не была голодна, да и лазание по деревьям давно не развлекало ее. Она посидела так в раздумьях еще немного, потом еще немного, а потом решила, что раз уж ей совсем нечем заняться, то можно из чистого отвращения забраться на пальму и съесть те дурацкие бананы.

      Мартышка ловко, как это у нее всегда получалось, влезла на дерево и протянула руку к связке, как вдруг мимо пролетела гигантская стрекоза, шумно шурша огромными крыльями. Мартышку так поразило это зрелище, что она забыла про бананы и кубарем скатилась на землю, оказавшись прямо у ног проходившего мимо слоненка.

      — Ты видел, видел? — показывая на небо, закричала мартышка. — Как это она ловко: шнырь, и пролетела!
      — Извините, — замялся слоненок, — кто, она?..
      — Ну, эта, с крыльями. Знаешь, такие большущие прозрачные крылья! Я трачу столько невероятных усилий, чтобы взобраться на пальму и достать свой "хлеб", а она только крыльями взмахнула, и уже на другом дереве.
      — Что за шум? На каком дереве раздают хлеб? — это из—за куста выполз удав, вернее, только его голова, а вся остальная часть заинтересованно подтягивалась за ней.
      — Да при чем тут хлеб? Это только так, метафора. А вот крылья у нее, у этой жжужалки, и правда что надо. Вот мне бы такие!
      — Мартышка, — философски заметил удав, подперев, наконец, приползшим хвостом голову, — рожденный ползать летать не может.
      — Вот и ползайте. А я хочу летать. Почему это ей можно, а мне — нельзя? Это несправедливо!
      — Извините, — растерянно произнес слоненок, поправляя очки, — мне кажется, что одних крыльев здесь было бы недостаточно. Самое главное — уметь летать.
      — Ерунда, — отмахнулась мартышка, — вот смотрите. — Она живо взобралась на пальму, с которой она увидела стрекозу, и раскачавшись на одном из листьев как на трамплине, бросилась вниз, отчаянно размахивая руками. Полета явно не получилось, тут нечего было оспаривать. — Ну, что я говорила? Тут все дело в крыльях, а размахивать голыми руками каждый дурак сможет.
      — Да, — задумчиво произнес удав, — а где же ты возьмешь крылья?
      — Извините, — сказал нерешительно слоненок, — я, конечно, не специалист в этом деле, но если уж тебе, мартышка, так непременно хочется летать, то я подумал, может быть тебе использовать те пальмовые листья, на которых ты сейчас раскачивался?

      Мартышка снова взобралась на свою пальму, и с помощью удава срезала два самых больших листа. Затем друзья привязали их к мартышкиным рукам и с замиранием сердца стали смотреть, как она неуклюже перемещалась по стволу пальмы на свою прежнюю стартовую площадку для осуществления новой попытки этого мирового аттракциона.

      И вот, наконец, раскачавшись на своем трамплине, мартышка снова полетела вниз, на этот раз уже почему-то не махая руками.

      — Черт возьми, почему вы мне не сказали, что они окажутся такими тяжелыми? Я даже не смогла их поднять!, — заверещала неудачно приземлившаяся мартышка.
      — Нет, ты должна была не поднять их, а расставить в стороны, как это делают птицы возмутился удав какой же толк от крыльев, опущенных вниз?

      Они снова водрузили мартышку на пальму, она с трудом расставила руки в стороны и... зависла над землей, зацепившись за ветки лианы. Кое-как выпутавшись и снова упав на землю, мартышка почесывала вконец разбитые коленки.

      — Послушай, мартышка, —сочувствующе заметил слоненок, — может быть тебе стоит остаться обычной, пальмолазающей обезьяной? Зачем тебе становиться непременно обезьяной летучей?
      — Нет, вы не понимаете. Ведь я буду первой летучей обезьяной в мире. А потом, это какие ощущения, какой свист ветра в ушах!.. Нет, и не уговаривать, я не успокоюсь, пока мне не удастся пролететь хотя бы вон до той соседней пальмы.
      — А может быть, дело в том, чтобы крылья были прозрачными? — задумчиво произнес удав.
      — Кто это тут собирается стать первой летучей обезьяной в мире? Ты что ли, мартышка? — с дерева раздался до боли знакомый голос, и он принадлежал попугаю.
      — О, вот кто нам поможет!, — воодушевился удав. — Попугай, ты должен научить мартышку летать, иначе ей на всю жизнь придется оставаться обыкновенной пальмалазающей обезьяной.
      — Мы уже пробовали и с крыльями, и без крыльев, — слезливо пожаловалась мартышка, — и ничего, ничего не получается.
      — Глупости, дорогая моя, — подняв указательный палец произнес попугай. — С такими крыльями ты никуда улетишь. Они должны быть легкими и создавать вибрацию воздуха.
      — А нельзя ли ее, эту вибрацию, достать где—нибудь в другом месте? — поинтересовалась мартышка.
      — Нет, нельзя. А зачем тебе летать?
      — Как тебе объяснить? Я просто должна знать, что я это могу.
      — А, тогда это другое дело. Я, думал, что, например, захочешь улететь на своих крыльях в холодные страны... А если тебе хочется просто ощутить это, то ты ведь можешь воспользоваться каким-нибудь другим способом.
      — Интересно, каким же? — недоверчиво спросила мартышка.
      — Я думаю, — начал рассуждать попугай, — тебе надо попробовать просто раскачаться вон на той лиане так сильно, как только сможешь, а потом отпустить ее и ухватиться за соседнюю. И так, постепенно тренируясь, ты сможешь перелететь большие расстояния. Подумай, ведь это будет доступно только тебе, с твоими цепкими лапами и твоей ловкостью. Ни удава, ни, тем более, слоненку это уж точно не под силу.
      — Да, это здорово! — заплясала от радости мартышка, — я смогу летать! Я буду все больше совершенствоваться, и это будет моим лучшим развлечением. Ха-ха!

      И она с разбега вскарабкалась на дерево лианы, ухватилась за ветку, раскачала ее, и ловко зацепивши другую ветку, "перепорхнула" на нее. И она радостно продолжала тренироваться в своем новом занятии, пока через несколько попыток не соскользнула снова на землю, очередной раз ушибив любимую коленку.

      — Да, а хорошо, что он все-таки действует, закон всемирного тяготения, — тихо произнес удав...


Комментировать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи ... Авторизуйтесь, через вашу любимую социальную сеть!