психология



Тем, кто решил стать тренинг - менеджером.

Сегодня я бы хотел с Вами поговорить о том, как можно управлять аудиторией, проводя семинары - тренинги. Итак, если Вы решили стать тренинг - менеджером запомните первое и самое важное правило: акцентируй внимание аудитории на знаниях, которые ты даешь, а не на себе. Что это значит- дело в том что самой большой ошибкой любого начинающего тренера является то, что он начинает красоваться собой (рассказывает о себе, о своих способностях и знаниях). У некоторых это доходит до эйфории, т.е. сам тренинг проходит не для людей, которые на него пришли, а для тренера, который начинает самоутверждаться. Еще раз скажу, что если вы заметили признаки “ красования перед другими”, то тут же имеет смысл поработать над собой. Дело в том, что многих людей раздражает и даже отталкивает тот факт, что тренер начинает себя выделять. Запомните: хотите иметь учеников - давайте им знания, а не свою биографию. Даже если Вас просят рассказать о себе или спрашивают, кто Вы по гороскопу, переведите тему или скажите, что об этом Вы расскажете в конце тренинга. Любая информация о Вас может как расположить людей, так и оттолкнуть (А-А-А- водолей! Все с ним ясно...). Чтобы такого не было, переводите внимание аудитории на знания и удерживайте ее внимание на этом. А как это делать - мы с Вами рассмотрим дальше. Первое, что я рекомендую - вооружиться метафорами, шутками, анекдотами и примерами из жизни. Это Ваши “палочки - выручалочки”. Если не знаете, как ответить на какой - либо вопрос, всегда можно рассказать какую-нибудь историю. Это производит впечатление, что Вы очень умный человек (еще бы ,ведь только человек с философским отношением к жизни, способен отвечать на вопросы многозначными ответами). Любую метафору, каждый человек поймет по - своему - это Вам и надо! Следующее, что бы я рекомендовал - “якоря”. “Якоря” имеет смысл ставить на состояния: внимания, веселья, расслабленности и замешательства. Разумеется Вы должны продумать, как Вы будете вызывать эти состояния, и как Вы будете ставить “якоря”. Думаю, особых затруднений это не вызовет , ведь это элементарно (уровень “НЛП - практика” 1 ступень). И все же, в качестве помощи, я бы хотел предложить следующее: свисток - перед началом объяснения чего - либо и по окончании какого - либо действия (на внимание); передвижения в помещении (очень сильный манипулятор - можно привлечь внимание, заставить замолчать, вызвать замешательство, обратить на себя внимание). Да вот еще, разумеется, что начинать тренинг необходимо с подстройки. Подстройка должна проходить, как невербально, так и вербально , например - по логическим уровням (создание единого и общего для всех поля общения) - очень удобно. Например: “ Здравствуйте! Я рад видеть Вас здесь и сейчас (перенос в настоящее время), в этом помещении, в 19 часов, на тренинге ... (окружение). Зовут меня ... и я здесь для того, чтобы научить Вас ...( миссия). Вот Вы смотрите на меня и думаете, что же я в отличии от других могу Вам предложить (чтение мыслей)?” К тому же, после вступления проявите заботу о группе (если кто устанет, подымите руку и мы сделаем перерыв). Ну и разумеется перед тем, как начнете свой тренинг, настройте аудиторию на процесс обучения (например: метафора о профессоре, который все знал - Вы ее наверняка знаете). Во время тренинга следите за тем, чтобы ваша речь была понятна (т.е. В,А,К слова употребляйте в равном соотношении или на худой конец неопределенные слова и обобщения). Очень действенный способ погасить фильтр критики “возражаю” ссылкой на авторитетов, т.е. если Вы о чем-то говорите, то сошлитесь на каких - либо известных людей или ученых (по мнению “того-то” - это “то-то”). Можно делать внушения с помощью трюизмов: “Как Вы все знаете...; Как вам известно из школьной программы... и т.п.”. Чтобы заставить людей работать в двойках - тройках и т.д., отрабатывая упражнения, очень хорошо применять речевые стратегии “ выбор без выбора”, “ как только ...., так сразу...”, ”чем ..., тем ... ”. Это тоже Вы уже знаете и умеете делать. Удерживать внимание аудитории можно и так : смотреть в глаза, плавно скользя по всем участникам - обязательно задерживаясь на каждом 2-3 сек. Чтобы расположить аудиторию к себе следите за своими позами и жестами. Они должны быть свободными и открытыми. Если Вы нервничаете, то можно скрывать это, перебирая пальцами ног в обуви (это не видно, а эффект для Вас очевиден - попробуйте). Можно, если Вы стоите перед аудиторией, заложить руки за спину (спереди вы смотритесь уверенным в себе, а сзади можете пальцами делать что хотите, снимая напряжение). Еще очень важный совет: если вы хотите проводить тренинги, то поставьте себе голос - для этого пройдите тренинг ораторского искусства. Там же, заодно, можете научиться выступать на публике и владеть собой, убрать боязнь перед аудиторией (я сам такой проходил - боялся аудитории более 5 человек). Проводя тренинги, берите группы не менее 6 и не более 24 человек (менее 6 - нет необходимой динамики группы, более 24 - трудно удерживать на них свое внимание). Хотя, ради опыта, проводите любые группы - ищите свои удобные границы (мне, например, в кайф работать с большими 30-50 человек аудиториями - большая динамика и легче манипулировать). Работая с аудиторией, необходимо побыстрее определить, так называемую “ критическую массу толпы ”- это те люди, которые задают настроение всем остальным. Когда вы их определите, то старайтесь работать больше на них. Найдите себе так же и союзников, тех людей которые Вас очень внимательно слушают. Если в группе возникнет какой - либо негатив, по отношению к Вам, то они помогут - подключатся к разговору и спасут Ваш престиж (имидж). Если из зала задают вопрос, на который Вы не знаете ответ, то “переведите стрелки” - спросите у зала, что по этому поводу думает каждый из присутствующих. Еще один совет - поставьте себе жестикуляцию (дома потренируйтесь пред зеркалом), чтобы у Вас были жесты, как правой, так и левой рукой - это для правого и левого полушария (творцы и аналитики, как вы помните). Ну и, разумеется, перед тем, как самому проводить тренинги, понаблюдайте за другими тренерами, как они и что делают, поговорите с ними. Это даст Вам несколько вариантов поведения, из которых Вы можете себе сделать что-то свое. Создайте себе свою роль. Во время проведения тренинга, всегда держите рядом листок - подсказку с планом занятия и часы. Первое - для того, чтобы идти по шагам (плавно из темы в тему). Второе - чтобы отслеживать начало и окончание упражнений, перерывов и занятий (по себе знаю, иногда увлечешься темой так, что выпадаешь из времени, т.е. переводя на метапрограммы - “ находишься во времени”). Время от времени записывайте свой тренинг на аудио и видео кассеты, чтобы работать над собой - поверьте, “нет пределу совершенству”! И последнее на сегодня правило: ”не гуляйте, где работаете и не работайте, где гуляете ”- есть такое правило в бизнесе, которое можно отнести и к тренингам. Если Вам кто -то понравился из ваших учеников - держите расстояние. Учитель должен оставаться учителем! Это далеко не все тонкости в работе с аудиторией. У меня есть еще много того, о чем бы я мог Вам поведать. Если Вас это заинтересовало, пишите мне Ваши отзывы. И возможно скоро я напишу продолжение, в котором отвечу и на ваши вопросы E- mail: arnold @arstel.ru


Комментировать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи ... Авторизуйтесь, через вашу любимую социальную сеть!